Поделиться
05.12.2018 в 16:00

Тойво Суурсоо: «Мне удобнее, когда игроки называют меня по имени, но ребята пока стесняются»

Для нового главного тренера «Чайки» Тойво Суурсоо быть первым – в порядке вещей. После того, как он стал первым эстонцем, задрафтованным клубом НХЛ и некоторое время был единственным эстонцем в североамериканских лигах, прибалтийские СМИ дали ему прозвище «Одинокий Тойво». Вот и в МХЛ специалист стал первым эстонским тренером. И хотя турнирных задач перед Суурсоо пока не стоит, положение команды внизу турнирной таблицы его точно не устроит.

Вместе с пресс-службой МХЛ специалист сравнил молодежный хоккей России и Европы, рассказал о первых впечатлениях от «Чайки» и тех изменениях, которые ждут нижегородскую команду.

Суурсоо 2.jpg

- Вы впервые возглавили команду МХЛ. Что знали о лиге до этого сезона?
- Сказать, что пристально следил за лигой раньше было бы неправильно: я видел отдельные матчи, в основном те, которые показывали по КХЛ-ТВ. Я сделал для себя определенные выводы из увиденного, так что уровень МХЛ не стал для меня откровением. Работа с молодежью на таком уровне – интересный этап, полезный для развития тренерских навыков. Возглавляя молодежную команду можно многому научиться, поэтому я решил, что мне нужно пройти этот этап в своей карьере.

- Ваша тренерская карьера началась только два года назад – у вас уже был опыт работы на молодежном уровне?
- Я работал в молодежной и юниорской сборной Эстонии, тренировал молодежную команду в Норвегии. Кроме того, возглавляя таллинский «Пантер», я тренировал в том числе и молодежный состав. От молодежных команд из России их отличает совсем другой подход к воспитанию хоккеиста. В европейских молодежках за игрока основательно берутся после девятого класса, когда хоккеист получит образование. Это важное отличие – в Европе учеба для хоккеиста очень важна, игрок должен быть образованным и разносторонне развитым. Философия такая: хоккей – это только игра, кроме которой есть вся остальная жизнь. В России же зачастую хоккей мешает образованию, с первых лет занятий хоккеистам назначают очень много тренировок, к которым сводится вся жизнь. В таком подходе я не вижу смысла.

- В «Чайке» вы стараетесь внедрять свою философию?
- Нужно понимать, что подходы к обучению во многом зависят от менталитета и культурных особенностей. Я же пытаюсь донести до игроков, что они должны максимально много успеть за отведенное время тренировки, сконцентрироваться на выполнении заданий. Пока полной концентрации я не вижу. Многие считают, что эффективнее оставаться на дополнительные занятия, бросать после общих тренировок. Поэтому на основном занятии не все максимально собраны. Из-за этого игроки меньше отдыхают, а отдых не менее важен, чем тренировка.

- Уже девять сезонов в МХЛ провела «Рига», ранее выступали команды из других европейский стран. Могут ли в МХЛ однажды попасть команды из Эстонии и стать достойным конкурентом?
- По европейским меркам, Эстония не хоккейная страна, внутреннего серьезного молодежного чемпионата нет. Если говорить про Прибалтику, то молодежный хоккей больше развит в Латвии и Литве. К их первенствам могли бы присоединиться эстонские команды, но вопрос в логистике: дорога будет занимать довольно много времени, придется много передвигаться на автобусах. Кроме того, в том же «Йокерите» есть команда КХЛ с готовой инфраструктурой и мощной системой, которая включает в себя молодежную команду. В Эстонии не такие развитые клубы, так что для конкурентоспособной молодежной команды нужно было бы заново создавать условия.

- Вы возглавили «Чайку» по ходу регулярного чемпионата – стоят ли перед вами турнирные задачи?
- Нет, основные задачи связаны именно с воспитанием игроков. Пока у ребят не все получается, особенно в атаке: команда создает хорошие моменты, но в завершающей стадии хоккеисты как будто перестают видеть ворота. Отсюда и низкая реализация, над этим предстоит еще много работать.

Времени для очного общения с тренерским штабом «Торпедо» пока не было, потому что в городе мы не пересекаемся: то они на выезде, то мы. Я считаю общение с Дэвидом Немировски очень важным: оно позволяет сделать так, чтобы игроки «Чайки» тренировались по той же системе, что и команда КХЛ. Тогда игроки молодежки смогут быстро приспосабливаться к вызову в основную команду: если кто-то из основы получит травму, у тренерского штаба «Торпедо» будет несколько молодых игроков, которые понимают систему команды, тактику.

Суурсоо 1.jpg

- В МХЛ работало совсем немного тренеров с иностранным паспортом. Ощущаете себя иностранцем в России?
- Иностранцем себя совершенно не ощущаю: у меня русская мама, в России живет много друзей, я свободно владею языком. Кроме того, я выступал за российские команды, например, «Амур» и «Нефтехимик». Я считаю себя воспитанником «Крыльев Советов», где я провел первые сезоны на взрослом уровне. Конечно, хоккейную базу я получил в школе олимпийского резерва в Таллине, но первые шаги во взрослом хоккее сделал именно в Сетуни.

- В Европе игроки обращаются к тренеру только по имени, как вас зовут игроки «Чайки»?
- Мне удобнее, когда меня называют по имени, но на вы, об этом я сказал команде, когда меня представили. Но ребята пока стесняются и все равно называют полным именем – Тойво Оттович.

- В начале века вы приезжали в Нижний Новгород как хоккеист. С тех пор многое изменилось?
- «Чайка» выступает во дворце спорта имени Коноваленко, где раньше проводила матчи основная команда. Так что в этом плане для меня не изменилось ничего, стадион с тех пор все такой же. Сам же город разросся, стал за это время больше, построили много нового.

- Вы успели поиграть в 10 странах: России, Эстонии, США, Финляндии, Швеции, Великобритании, Франции, Латвии, Белоруссии, Норвегии. Сколько языков за это время освоили?
- Владею эстонским и русским, хорошо говорю на английском, шведском и норвежском языках, так что если бы пришлось работать с игроками из этих стран, то языкового барьера бы не было. Раньше владел еще и финским, но сейчас уже забыл.

- Какая страна больше всего удивила?
- В Швеции я играл за команды из очень маленьких городков, в которых не было вообще ничего, даже кинотеатров. Единственным развлечением там была прогулка по лесу. Если тебе не 80 лет, в таких условиях довольно тяжело не «скиснуть». Спасался тем, что много времени проводил на стадионе, постоянно тренировался.

- Вы стали первым хоккеистом из Эстонии, которого задрафтовал клуб НХЛ. Чего не хватило, чтобы сыграть за «Детройт»?
- Драфт состоялся в 1994 году, а в Северную Америку я попал в 1998, пытался проявить себя в фарм-клубе «крыльев». «Детройт» тогда каждый сезон претендовал на Кубок Стенли, даже в четвертом звене этой команды выступали настоящие звезды. Я был готов попробовать себя в НХЛ, но попасть в «Детройт» того образца было практически невозможно.

Даниил Ябелов, специально для MHL.KHL.RU

Теги:
Поделиться