Голкипер молодых «Тигров» Владислав Насонов в интервью журналу «PRO Хоккей» рассказал о вратарской психологии, игре в Азиатской Хоккейной Лиге, а также своём увлечении смешанными единоборствами.
- Начало сезона для «Тигров» получилось нескучным. С точки зрения вратаря - как тебе такой старт?
- В начале нам попались сильные соперники – две команды системы СКА. Они очень хорошо играли, ещё площадка в Петербурге маленькая, очень специфический хоккей, скоростной. Где-то не акклиматизировались, не были готовы, проиграли 1:6 в первом же матче – такая пощёчина в начале сезона. Старались реабилитироваться, но не получалось долго. В Уссурийске впервые победили, провели хорошую домашнюю серию, начали набирать уверенность. Сейчас совсем другие эмоции, другая игра.
- В игре с ХК МВД ты впервые сыграл «на ноль» в МХЛ. Какие ощущения были после матча?
- Конечно, радостно было. Доволен был проделанной работой, но понимал, что через день уже снова игры. Поспал, покушал - и заново на тренировку. На память оставил шайбу с того матча, она сейчас у бабушки лежит. Прям на пакете сухарей – его после матча наш тренер по физподготовке Алексей Георгиевич Рыщенков подарил.
- Была игра в этом сезоне, когда тебе было по-настоящему стрёмно?
- Даже если что-то не идёт, я переключаюсь. Когда выхожу на матч, стараюсь хорошо начало матча провести. Если не получается, настраиваюсь на новый период. Как будто заново игру начинаю, со счёта 0:0. А такого ощущения, что мне стрёмно – такого нет. Даже если проигрываем, даже если с большим счётом, то надо играть до конца.
- Считается, что вратари, в отличие от полевых игроков, всегда – конкуренты. Насколько важно иметь сильного напарника?
- Конечно, важно. Потому что если ты уверен в партнёре, то ты и в себя больше веришь. Даже если у тебя что-то не получится, партнёр выйдет и тебя подстрахует. Для команды это очень важно, когда есть два хороших вратаря. Про конкуренцию – конечно, на льду мы стараемся добавлять, показывать лучший результат. А вне льда никакой конкуренции нет – это лишнее.
- Ты начинал карьеру в Хабаровске. Вспомни игру в школе «Амура» и то, как ты впервые попал в состав «Тигров».
- В 17 лет впервые попал в молодёжную команду. Тогда нас с Мишей Боярчуком подняли и Сергей Большаков приехал. В составе закрепиться не сумел, меня отправили в юниорскую команду. Там сыграли хорошо. Бронзу чемпионата ЮХЛ завоевали. Такой результат у нас не часто бывает в школе, кажется… Снова прошёл сборы с молодёжкой. Вновь не сумел закрепиться в составе, конкуренция была большая.
Решил, что если тренироваться, а не играть, то лучше поехать в команду Азиатской Лиги на Сахалин. Там взрослая команда, совсем по-другому всё. А тренироваться с опытными игроками всё равно лучше, чем с молодёжной командой. Не отказался, поехал. Многое приобрёл. Играл немного, больше тренировался. Принял участие в двух матчах, не пропустил. Но там и работы немного было, с не самой сильной командой дали сыграть.
- Как тебе азиатский хоккей?
- Скоростной. Им хоккей ставили канадцы. Всё через вбросы, через броски по воротам. Есть момент – бросают. Всё в борьбе, канадский стиль.
- Есть какие-то необычные моменты в азиатском хоккее?
- Есть такая команда «Тохоку Фри Блэйдс». В выездном матче с ними я не играл, тренер дал мне задание с трибун записывать матч на видео. У них был специальный человек, который заводит толпу. Даже не знаю, как эта профессия называется. В общем, он весь матч заряжал «Фри Блэйдс – Фри Блэйдс» и что-то ещё на японском. Я потом уснуть полночи не мог – в голове было это «Фри Блэйдс», ха-ха.
А на Сахалине очень понравилось питание. Всегда свежие морепродукты. Рыбка морская. Очень здорово.
- Расскажи о своём возвращении в Хабаровск
- Сезон на Сахалине сильно повлиял на меня. Хоть и находился не очень далеко от дома, всё равно скучал по Хабаровску. Был вариант продолжить карьеру в другом месте в МХЛ, но как только вернулся домой, понял, что не хочу никуда уезжать. Летом работал, ходил в зал. Позвонил тренеру вратарей - Олегу Николаевичу Филимонову, сказал, что хочу вернуться. Он сказал: «Приходи, посмотрим».
В июне был детско-юношеский сбор для вратарей. Покатался с детьми, поработал, втянулся. А потом был вратарский сбор при Академии Фетисова. Там было очень тяжело, это даже сам Николай Александрович Мишин в своём интервью отмечал. Готовились к сезону и сейчас это приносит свои плоды.
- Чем полезны отдельные вратарские сборы?
- Во-первых, после отпуска, когда не катался месяц, нужно втянуться. Движения все вспомнить, функциональную подготовку заложить, ворота и лёд получше почувствовать. В общем, очень много компонентов – так просто не объяснить.
- Вратарская работа – это индивидуальный спорт?
- Как без команды работать? В любом случае, вратарь находится в команде. Нет такого вида спорта, где один вратарь и больше никого нет. Конечно, отдельные тренировки важны, но полевые игроки всегда работают с нами. Бросать ведь кто-то должен.
- Самое необычное упражнение, которое есть у вратарей?
- Думаю, что любые новые упражнения состоят из движений, которые ты когда-то видел и знал. Для обычного человека необычным показаться может, допустим, жонглирование. Я обычно делаю это тремя мячами, пробовал и с четырьмя сразу.
- Некоторые вратари применяют и необычные методики тренировок – йогой занимаются, на одной точке фокусируются на несколько минут. Есть ли у тебя что-то такое?
- Это не столько тренировка, сколько психологическая подготовка. Для вратаря это очень важно. У нас такая работа, что 50% успеха даёт именно психология. От неё, во многом, зависит результат.
- Как настраиваешься на игру? Что происходит в твоей голове перед выходом на лёд?
- Фокусируюсь на том, чтобы помочь команде. Начать игру хорошо, чтобы команда почувствовала уверенность. Два-три броска и ты уже весь в игре, ни о чём не думаешь.
- У тебя есть кумир?
- Да, но он не из хоккея. Это Конор МакГрегор. Он не просто икона смешанных единоборств, сама его карьера очень впечатляет. Буквально за несколько лет он из неизвестного бойца превратился в, наверное, самого популярного спортсмена в мире.
- Как ты к смешанным единоборствам сам относишься?
- На Сахалине всё время я посвящал тренировкам. Потому что занять себя было нечем. В конце года где-то четыре недели занимался боксом. Кстати, хорошая функциональная подготовка. Где-то нужно резко увернуться, где-то позицию выбрать правильно. Хорошее занятие для молодых вратарей. Не исключал бы его, будь я тренером.
- Как ты свободное время сейчас проводишь?
- Смешанных единоборств в расписании точно нет, ха-ха. В основном, когда появляется время между тренировками, стараюсь тратить его на учёбу. Учусь в ДВГУПС, в институте международного сотрудничества по специальности «Логистика». А так в свободное время могу погулять по городу, в кино сходить.
- Ты мог бы подраться на льду?
- Как только какие-то стычки на пятаке происходят, я подбираю шайбу и уезжаю куда-нибудь. Если меня кто-то толкнёт или зацепит, может произойти ещё большая драка. Стараюсь от этого абстрагироваться, концентрируюсь на игре. Другие пусть сами разбираются.
- С соперниками на льду разговариваешь?
- Если у меня что-то спросят, я может быть отвечу. Но первым вступать в диалог не буду. С судьёй – да, могу. Вот во второй игре с «Атлантами» пришлось. Игра в чужой зоне, я стою отдыхаю, жду атаку. И тут мимо меня пролетают монеты какие-то. Я судей подозвал, говорю: «Тут болельщики монетками кидаются». Те сразу отреагировали, сделали объявление по стадиону.
- Расскажи про свой шлем. Что изображено на нём?
- По центру логотип «Амура». Слева изображены самые, наверное, выдающиеся вратари «Амура» в истории – Олег Филимонов и Алексей Мурыгин. Справа - моя подруга, она занимается классическими танцами. Хотел быть романтичным, пообещал девушке, что так сделаю и сделал. На подбородке надпись «NASON» - моё прозвище в команде. На затылке год основания клуба – 1957-й, а также герб и флаг края. Шлем полностью в наших цветах – оранжево-синий.
- Несколько слов для болельщиков.
- Мы стараемся для них, выкладываемся на все 100%. Сейчас играли на выезде большую часть матчей – чувствуется, что не так, как дома. В четырёх играх дома было классно, все поддерживают, верят в нас. У многих ребят есть мечта сыграть при полных трибунах, в том числе и у меня. Когда тебя гонят вперёд, это придаёт сил, мотивирует.
Пресс-служба ХК «Амур»