Поделиться
17.11.2023 в 13:30

«Ребята из «Реактора» справятся и без меня. Увидимся с ними в финале». Амир Нугманов – о переходе в СКА, своём мощном броске и системе «Нефтехимика»

Молодой талант из Нижнекамска зажигает в системе СКА и ждёт шанса в КХЛ.

Амир Нугманов – воспитанник нижнекамского хоккея. В 17 лет нападающий провёл полноценный сезон в МХЛ, набрав 15 (6+9) очков в 48 играх. В межсезонье Амир провёл большую работу над собой, что помогло ему выйти на лидирующие роли в «Реакторе». За 14 матчей регулярного чемпиона 2023/2024 он заработал 15 (10+5) баллов. Лучший бомбардир нижнекамцев задержался в команде ненадолго – в октябре он стал частью обмена со СКА, перейдя в стан армейцев вместе с Андреем Чивилёвым. В Санкт-Петербурге Нугманов сразу заявил о себе – заработал 9 (7+2) очков в 7 встречах и вышел на единоличное первое место в снайперской гонке МХЛ.

В интервью официальному сайту МХЛ Амир Нугманов рассказал о «Реакторе» и «СКА-1946», нижнекамском хоккее, футболе и Михаиле Сергачёве.

«Уходя из «Реактора», переживал за команду и её результаты»

– Как состоялся ваш переход в СКА?
– Узнал о нём после игры со «Снежными Барсами» в Казахстане. Мне позвонили из клуба и сообщили об обмене. Это было неожиданной новостью. Но потом понял, что у меня появляется реальный шанс побороться за Кубок Харламова.

– Были лично знакомы с выпускником «Реактора» Андреем Чивилёвым, который в результате обмена тоже отправился в СКА?
– Да, мы уже были с ним знакомы. Когда меня подключали к первой команде, всегда с ним разговаривал. Переход в СКА помог лучше его узнать.

– Тяжело было уезжать из Нижнекамска в разгар чемпионата?
– Я впервые менял команду, поэтому был шокирован такому развитию событий. Но я знал, какие тут сильные ребята. Думаю, смогу выбраться здесь на лидирующие позиции, как в «Реакторе». Сейчас у меня всё идёт хорошо, так что не опускаю руки. Уходя из «Реактора», я переживал за команду и её результаты в дальнейшем. Но там есть свои лидеры, очень много хороших ребят: Рауль Якупов, Никита Хоружев, Ринэль Фахрутдинов, Гриша Морозов. Они справятся без меня и поборются за Кубок Харламова. Буду надеяться, что мы еще встретимся в финале (улыбается).

– Рауль Якупов активно привлекается к играм первой команды. Вашу кандидатуру на вызов в «Нефтехимик» рассматривали?
– После возвращения из Казахстана я как раз должен был дебютировать за «Нефтехимик», мне подготовили майку с 74-м номером. Уже думал о первой игре в КХЛ, но пришла новость про обмен. Подумал: «Ну ладно, значит, дебютирую уже в СКА» (улыбается). Всё, что ни делается – всё к лучшему.

– Видели промах Хоружева в матче со «Стальными Лисами»?
– Да, я как раз смотрел прямую трансляцию той игры… Было очень обидно, тем более «Стальные Лисы» после этого сравняли счёт и выиграли в овертайме. В том матче мой друг Игорь Бородинов забил свой первый гол в МХЛ, очень обрадовался за него. На связи практически со всеми из «Реактора», мы часто общаемся. Они спрашивают, как у меня дела, я всегда поздравляю их с победой, во время поражений молчу, ничего не пишу (улыбается).

– Если в Нижнекамске вы были в шаге от дебюта в КХЛ, не переживали, что с переходом в СКА сильно отсрочите этот момент из-за конкуренции в системе?
– Я понимал, что это будет очень тяжело. Буду доказывать в МХЛ, если надо – то и в ВХЛ, только после этого мне могут дать шанс в КХЛ. Когда я переходил в СКА, мне сказали, что про меня не забудут и я должен буду играть, очень сильно на это надеюсь.

– Западная конференция отличается от Восточной по игре?
– Да, Запад чуть быстрее Востока. Но я могу судить только по матчам против «Серебряного» дивизиона, так как ещё не играл против сильнейших команд «Золотого».

– Помимо конференции вы сменили и дивизион. В «Золотом» ответственность больше?
– Конечно, перед «СКА-1946» стоит только одна задача – выиграть Кубок Харламова. На нас лежит высокая ответственность. У нас много молодых ребят, которые играют в ВХЛ и КХЛ, но и без них «СКА-1946» – это очень сильная команда, которая сможет побороться за золотые медали. Думаю, в финал точно выйдем.

– С кем успели сдружиться больше в команде?
– Меня очень хорошо приняла команда, с кем бы я ни здоровался впервые, все говорили: «Добро пожаловать в систему клуба». Очень удивился, чем все были мне так рады, думал, что кто-то будет немного злиться из-за того, что к ним приехал бомбардир и конкурент в команде. Моими самыми первыми друзьями в «СКА-1946» стали Александр Филиппов и Матвей Поляков.

– Поздравили Матвея с вызовом в сборную Запада на Кубок Вызова?
– Да, я очень был за него рад, поздравил. Но на самом деле так и думал, что он поедет на Кубок Вызова (улыбается).

– Сами ожидали увидеть себя в списках?
– Когда играл в «Реакторе», думал, что меня всё-таки вызовут, но состоялся мой переход. Конечно, я чуть расстроился, но, если не вызвали в этом сезоне, может, всё получится в следующем.

– В «СКА-1946», по сравнению с «Реактором», вы очень редко выходите на вбрасывания. Как поменялась ваша роль на льду в новой системе?
– В «Реакторе» я много играл на вбрасываниях, так как часто выходил в меньшинстве. В «СКА-1946» под каждую спецбригаду есть определённые игроки. Я меньше играю в меньшинстве, поэтому реже выхожу на точку. Моя роль не сильно изменилась с переходом в СКА – я также ставлю себя на лидирующие позиции, хочу приносить побольше пользы команде.

– Поделитесь впечатлениями от Санкт-Петербурга.
– Я гулял в центре города – там очень красиво! Столько старинных зданий и храмов, был шокирован, всё-таки первый раз приехал в Петербург. Я бы очень хотел посетит аквапарк, люблю такие места.

– С переходом в СКА к вам повысилось внимание в социальных сетях?
– В начале сезона люди стали подписываться на меня и много писать, подумал: «Ну, вот он – звёздный час». Потом ещё «Реактор» выложил пост о том, что меня отправляют в «Нефтехимик», ко мне стало добавляться ещё больше болельщиков первой команды, очень это оценил. С переходом в СКА на меня снова начали подписываться, в основном девушки. Но пока не обращаю на это внимания. Сейчас главное – сделать себя и построить карьеру.

– Какие цели ставите перед собой в петербургской системе?
– Быть лидером и помогать команде, биться за ребят и Кубок Харламова, а не просто отбывать номер. Других целей у меня быть не может.

«Папа всегда мне говорил: «Никогда не жадничай, находи наилучший вариант для результативного завершения атаки, отдав передачу, ведь это такое же очко, как и гол!»

– «СКА-1946» вернулся из дальневосточного турне, какие впечатления от этого выезда?
– Я впервые летал так далеко. Поначалу было легко: мы прилетели в Южно-Сахалинск и сразу сыграли с «Сахалинскими Акулами». А потом уже стало тяжелее перестраиваться на другой часовой пояс, но я справился.

– «СКА-1946» уверенно обыграл «Сахалинских Акул» и «Тайфун», после чего проиграл «Амурским Тиграм». Что пошло не так?
– Мы держали игру в первом периоде, забили, после этого что-то пошло не так, все расслабились. В раздевалке начались хиханьки-хаханьки, так мы и проиграли. Когда забил в том матче, подумал, что команда взбодрится после моей шайбы и мы сравняем, но нас подвели удаления.

– Как избежать недонастроя и расслабленности в дальнейшем?
– Просто надо серьёзно настраиваться на все команды, будь соперник на последнем месте или первом. Нужно всегда быть дисциплинированным и поддерживать партнеров по команде, тогда всё будет здорово.

– Как вы настраиваетесь на матчи?
– Побольше сплю перед играми, чтобы было больше сил. Всегда мотаю клюшку белой лентой, не люблю чёрную. Никаких ритуалов у меня нет, как говорится: «Бисмилляхи р-рахмани р-рахим»

– Что это значит?
– Это по-татарски «С именем Аллаха, милостивого и милосердного». Считается, что если начать свое дело с именем Аллаха, то оно будет благословенно и обречено на успех, я соблюдаю свою религию.

– После хет-трика в ворота «СКА-Карелии» окончательно акклиматизировались в команде?
– Я уже привык к команде и со всеми хорошо общался. Было очень приятно оформить хет-трик, партнёры помогли с этим. Вовка Андреев отдал мне передачу на последних секундах матча. Особо не думал о том, чтобы забить три шайбы, держал в голове «сухарь» Ярослава Коростелёва, но при этом был очень рад своему первому хет-трику.

– Вы набираете больше очка за игру, есть любимая шайба?
– Гол «Снежным Барсам» в овертайме получился особенно красивым. Мы вышли «2 в 1», я хорошо бросил и забил, принёс команде победу.

– После 22 игр вы забили уже втрое больше, чем за 48 матчей сезона 2022/2023. В чём секрет такого прогресса?
– На предсезонке я очень часто ходил в бросковую зону, вкладывался в каждый бросок. Папа говорил мне: «Старайся прошивать вратарей, чтобы было больше голов», так и получилось. До сих пор я практически каждый день хожу в бросковую зону и работаю над собой, закачиваю кисти, отсюда и приходят голы.

– Кто ставил вам бросок?
– Папа, он поставил меня на коньки в три года, научил бросать, после чего уже тренеры в детской школе помогали и подсказывали, как правильно закрывать крюк и щёлкать.

– Часто общаетесь с отцом о ваших результатах?
– Да, я постоянно на связи с папой. После каждого матча анализируем мою игру, что я сделал правильно и неправильно, где можно было действовать по-другому. Он прилетел со мной в Санкт-Петербург, но через два дня улетел. Я общаюсь с папой, мамой и сестрёнкой каждый день.

– Мама спокойно смотрит ваши матчи?
– Мама смотрит все игры и очень волнуется за меня и за команду, всегда надеется, что я забью или отдам передачу. Перед матчем и после каждого матча пишет мне сообщения. Она тоже хочет ко мне приехать, но пока из-за работы не получается.

– Сестра тоже вовлечена в вашу карьеру?
– Да, сестрёнка по возможности смотрит мои игры по телевизору, волнуется за меня. Она занимается художественной гимнастикой, я тоже стараюсь смотреть каждый её турнир. Мы с ней в очень хороших отношениях.

– Когда голы стали перевешивать передачи в статистике, не было претензий от партнёров?
– В «Реакторе» могли сказать, что я где-то пожадничал, но за собой такого не замечал. Папа всегда мне говорил: «Никогда не жадничай, находи наилучший вариант для результативного завершения атаки, отдав передачу, ведь это такое же очко, как и гол». Пока голы идут – стараюсь вкладываться в бросок. Но если есть разумней вариант, всегда отдаю передачу.

– Но забивать приятнее, чем отдавать?
– Лично мне приятнее забивать.

– В гонку снайперов поглядываете?
– Иногда посматриваю в список лучших снайперов, но мне и без этого мама пишет: «Амир, молодец! Ты первый (второй, десятый и так далее)». Она мониторит это, гордится мной. Конечно, в конце сезона я хочу войти в топ-10 бомбардиров МХЛ, чтобы меня заметили.

– Топ-10 – не слишком скромная цель?
– Это так, для разгона, а там как пойдёт (улыбается).

«Михаил Сергачёв сделал подарок воспитанникам нижнекамской школы, приобрел новые тренажеры, оборудовав тренажёрный зал, очень рад, что он не забывает свои корни»

– Расскажите про нижнекамскую хоккейную школу и о ваших первых шагах в ней.
– Я начинал в Нижнекамске по своему году, изначально тренером был Андрей Павлович Мухин, потом пришёл Виктор Фёдорович Лялин. Они всегда меня поддерживали и указывали на ошибки. Я слушал их и старался, благодаря этому меня взяли в «Реактор». В Нижнекамске очень хорошая школа, в которой можно выйти на профессиональный уровень. Михаил Сергачёв недавно сделал подарок воспитанникам нижнекамской школы, приобрел новые тренажеры, оборудовав тренажёрный зал, очень рад, что он не забывает свои корни. Если я и дальше буду играть на высоком уровне, то тоже постараюсь сделать что-то для школы.

– В детском хоккее одни говорят, что командный результат, награды и медали очень важны. Другие утверждают, что в таком возрасте самое главное – индивидуальное развитие игроков. Как считаете вы?
– Я считаю, что результаты всегда должны быть, это отражает эффективность работы школы. Команда должна работать на медали, ведь ребята будут бороться за место в команде и таким образом будут развиваться и сохранять интерес к игре.

– На арене «Нефтехимика» есть целый «сектор Сергачёва». Михаил действительно является мотивирующим примером для молодых нижнекамцев?
– Да, мы очень хорошо к нему относимся и гордимся. Я впервые увидел Сергачёва, когда мне было 15 лет, мы фотографировались с ним и брали автографы. Он был уже уставший от вспышек камер, а я думал: «Вот это настоящая звезда!». Позже и узнал, что Михаил купил сектор - «сектор Сергачёва», где бесплатно размещаются болельщики Нефтехимика. Здорово, что он не забывает, где он рос, и многое делает для своей школы.

– Каждый сезон в КХЛ о себе заявляет несколько нижнекамских воспитанников. Кого из них можете выделить?
– В самом «Нефтехимике» сейчас играет два звена нижнекамских воспитанников: те же Рафаэль Бикмуллин, Булат Шафигуллин. Они все старались, выходили с «Реактором» в финал, у них был свой особенный стиль игры. Когда я следил за этими хоккеистами в МХЛ, был поражён их игрой. Они борются, бьются и стараются, как и многие ребята сейчас, но что-то не получается. Ещё выделю Максима Грошева и Андрея Чивилёва.

– В детстве мама отдала вас не только на хоккей, но и на футбол. Летом практикуетесь в игре с мячом?
– Конечно, каждое лето мы собираемся командой «Реактора» 2005 года и играем на поляне. Ещё мы с папой всегда играли в мяч с мужиками во дворе. Футбол нравится так же, как и баскетбол, волейбол… Мне в принципе нравятся практически все игровые виды спорта. Хоккей в сердце, а футбол как разминочный вид спорта перед игрой (улыбается).

– За какой футбольный клуб болеете?
– Я всегда поддерживал и поддерживаю команду «Нефтехимик», они играют в Первой лиге. Когда мог, всегда ходил на их матчи, нам давали билеты. У них почему-то чёрно-зелёные цвета, этого я никогда не понимал (улыбается). Из футболистов слежу за Криштиану Роналду – это старательный игрок, который сам добился результата, а у Месси талант с рождения.

– Для многих Месси – это талант, а Роналду – бесконечные тренировки. Как много вы работаете над собой?
– Я всегда стараюсь работать над собой, в выходной день могу сходить в зал, подойти к тренеру по ОФП, он подскажет, что и как сделать. Чаще всего хожу в бросковую зону. Когда выпадает два выходных, в первый день стараются сходить в баню, отдохнуть, а во второй день развиваю и улучшаю себя.

– В футболе вам больше всего нравится Роналду, а в хоккее?
– Мне нравится игра Артемия Панарина. Он быстрый и ловкий хоккеист с хорошей результативностью, много забивает. Пристально за ним слежу.

– Вы закончили лицей. Как сдали ЕГЭ и куда поступили?
– В лицее меня очень поддерживали и переживали за меня, как я сдам ЕГЭ. Я начал готовиться к экзаменам буквально за два месяца, так как играл в МХЛ и у меня просто не было времени на подготовку. Когда нас распустили, нанял репетиторов, сдал ЕГЭ и поступил на бюджет, куда и хотел – в Поволжский университет спорта и туризма. Был в самом университете буквально два раза, так как учусь дистанционно. Стараюсь выполнять, что дают, делаю презентации и отправляю их преподавателям. В свободное время читаю книги и делаю задания. Папа меня всегда учил: «Без головы ты не сможешь играть в хоккей», поэтому стараюсь прилежно учиться и хорошо играть. Пока что, вроде, получается.

– Какие книги предпочитаете?
– В школе читал «Войну и мир», но не дочитал, было не интересно… Мне нравится читать детективы и интервью разных хоккеистов. Больше всех запомнилась книга про Томаса Шелби и «Острых козырьков», но не помню, у какого игрока я её взял. Читал интервью Александра Овечкина, Артемия Панарина, баскетболиста Коби Брайанта – они все очень грамотно говорят, так идеально отвечают на вопросы (улыбается).

– Какие хоккеисты вам ближе всех по своему игровому мышлению?
– В КХЛ мне нравится следить за Маратом Хайруллиным и Павлом Порядиным. Они очень забивные и быстрые игроки, хорошо видят площадку и траектории передач, мне нравится их стиль игры. Хайруллин как раз недавно вернулся на лёд после травмы, очень переживал за него. Мы с ним лично не знакомы, но, думаю, скоро познакомимся (улыбается).

– Вы играли в «Реакторе» под 88-м номером. С чем был связан выбор и почему в СКА сменили номер на 97-й?
– Когда я только начинал играть в «Нефтехимике» и нам делали майки, я посоветовался с папой. Сказал, что хочу номер с восьмёркой, он предложил 88-й. Я согласился и так и играл под ним всю жизнь. В СКА этот номер был занят, поэтому решил, что буду Макдэвидом и взял 97-й. Папа одобрил.

– С кем из когда-либо живущих людей вы хотели бы познакомиться и что бы у них спросили?
– Хотел бы познакомиться с Александром Овечкиным, посмотреть, как он живёт и спросить: «Как ты всего этого добился и поставил себе такой великий бросок? Что для этого делал?».

Досье
Нугманов Амир Ильдарович
Родился 28 августа 2005 года в Нижнекамске
Карьера
2012-2023 – «Нефтехимик» Нижнекамск
С 2023 – СКА Санкт-Петербург

Поделиться